Лошадиная школа

 

6_2По вопросам обучения и подготовки лошадей существует множество книг. В этом тексте описаны основные моменты. Это не обязательно знать для работы с лошадью, но вы должны понимать идею.

Классическое обусловливание.

 

При узнавании лошадью (или другим животным)  чего-то нового. следует проводить различие между классически и оперантным  обусловливанием. Классическое обусловливание означает, что лошадь демонстрирует определённое поведение на новый сигнал. Лошадь имеет специфическую реакцию на определённый  раздражитель.  Например, лошадь переходит в рысь на корде при поднятом кнуте. Теперь стимул связывается  с сигналом. Человек каждый раз даёт команду «Рысью!» перед поднятием кнута.  Лошадь заметит, что команда «Рысью» предшествует поднятию кнута. Вскоре она начнёт переходить на рысь от голосовой команды. В поднятии хлыста больше нет необходимости. Классическое обусловливание вырабатывает привычку и работает без поощрения.

 

Классическое обусловливание:

 

Стимул -> реакция

Сигнал -> стимул -> реакция

Сигнал -> реакция

 

Сигнал всегда должен предшествовать стимулу. Наоборот это не работает.

 

Оперантрое научение (обусловливание).

 

Оператное научение имеет место, когда лошадь учит что-то новое. То, что выучивает лошадь зависит от последствий её поведения. Если последствия у поведения были приятными для лошади (вознаграждение) , то вероятность того, что она снова продемонстрирует это поведение возрастёт. Если же лошадь не вознаграждалась за своё поведение, то есть большая вероятность того, что она станет искать новый вид поведения. благодаря оперантному научению можно очень тонко формировать поведение лошади, в зависимости от того, что и как вознаграждается, а что нет.

 

Делают различие между положительным и отрицательным усилением . Оно не имеет отношения терминам «положительно» и «отрицательно». Они относятся к тому, как происходит похвала.

 

Отрицательное подкрепление.

 

Отрицательное подкрепление имеет место там, где на правильное поведение лошади убирается что-то неприятное. Отрицательное подкрепление, это, к примеру, помощь поводом. Если лошадь уступает на натяжение повода, то хороший всадник так же уступит и уберёт давление повода. Уступка поводу делает положение лошади приятнее.

 

давление -> поведение -> уступка

 

Положительное подкрепление.

 

При  положительном подкреплении в ситуацию желаемого поведения лошади добавляется что-то положительное. Например, в случае желательного поведения лошадь получает морковь.  Это приводит к тому, что лошадь будет чаще показывать желаемое поведение.

 

Тип вознаграждения должен тщательно выбираться. Есть лошади, которые не любят касаний. такие лошади не будут чувствовать себя хорошо, когда их поощряют поглаживанием, напротив, они будут чувствовать себя наказанными.

 

желаемое поведение —> подкрепление едой

 

Значение подкрепления.

 

Важно помнить, что подкрепление должно быть привлекательно для лошади. Голодная лошадь. которая только пять минут находится на лугу, не будет стараться ради поглаживаний. Не получится выманить лошадь из кормовой большой морковью. Горсть травы — не особенно хорошее вознаграждение для лошади, которая стоит на пастбище.

 

Действие подкрепления может сойти на нет не только от того, что оно слишком слабое, но и от того что оно слишком часто происходит. если вы любите шницель и не ели его две недели, то вы очень обрадуетесь снова получив его. Так же произойдёт и на следующий день, и через день. А если вы станете его получать каждый день в течении недели? радость вскоре сойдёт на нет. Так же происходит с похвалой у животных.

 

Укрепление и угасание поведения.

 

Напротив, поведение очень надёжно укрепляется, если вознаграждение за него получается время от времени. Если лошадь выучивает новое упражнение, то её следует поощрять не всегда, а время от времени. Таким образом, лошадь его лучше запоминает.

 

К сожалению, данная схема действует не только для желательного, но и для нежелательного поведения. Нежелательное поведение сохраняется, если лошадь однажды получает за него  подкрепление (возможно, неумышленное). Например, некоторые лошади копают, чтобы привлечь внимание.  Часто это продолжается не долго, пока кто-то не подойдёт и не прикрикнет на лошадь. Но есть и добрые люди, которые встают на защиту лошади и гладят её, успокаивая. Чему при этом учится лошадь? Как только она начинает копать, то получает внимание. Не важно какое — крик или поглаживание. В любом случае это — внимание.

 

Лучше всего гасится поведение, когда его полностью игнорируют. Лошадь ни вознаграждается за нежелательное поведение, ни наказывается. Но нужно обратить внимание на то, что нежелательное поведение может усилиться с течением времени или перейти в более экзотическую форму. Если лошадь. которая могла получить внимание копанием, перестанет его получать, то она станет стараться ещё больше. Лошадь станет пробовать всё, что обычно делала до этого, чтобы получить своё вознаграждение, прежде чем поведение полностью угаснет. Важно, чтобы в это время все игнорировали поведение лошади. Иначе лошадь научится тому, что нужно иметь достаточную выносливость и не сдаваться, чтобы получить желаемое.

 

Имеет ли наказание смысл?

 

Существенное различие в наказании и отрицательном подкреплении лежит во времени их применения. Наказание следует за поведением, неприятные ощущения при отрицательным подкреплении предшествуют поведению. Лошадь может уйти от отрицательного подкрепления. Наказание не зависит от лошади. Наказание может быть очень эффективным. Но очень трудно употреблять его правильно.

 

расчистка лошади

  • Наказание не объясняет лошади, что она должна делать. Оно только указывает  на то, чего делать не нужно.  Лошадь станет искать альтернативное поведение. Однако оно может долго не являться желательным для человека. напротив, оно может быть ещё менее желательным, чем то, что только что продемонстрировала лошадь. Представьте, что вы едете на машине в чужом городе, где на каждом углу стоят знаки с односторонним движением или запретом проезда. У вас нет карты и вы не знаете местный язык. Такой же нервной является тренировка для лошади, которая делает сплошные «ошибки» и наказывается за это.
  • Чтобы наказание было эффективным, каждое нежелательное поведение должно наказываться.
  • Лошадь может понимать за что её наказывают, только если наказание следует сразу (в течении одной секунды!) за нежелательным поведением. Уже после 1,5 секунд наказание бесполезно. К сожалению эта ошибка совершается очень часто.
  • Лошадь может связать наказание с определённым человеком. Лошадь может заметить, что не наказывается во время отсутствия определённого человека. В этом случае она может развить по отношению к нему антипатию или страх перед ним. Это плохая предпосылка для сотрудничества.
  • Мера наказания должна быть хорошо подобрана. Наказание должно произвести на лошадь такое сильное впечатление, чтобы она остерегалась второй раз показывать нежелательное поведение. Многие люди боятся сильно наказывать свою лошадь и используют слабый «выговор», вместо серьёзного наказания. Это приводит к тому, что лошадь не будет сильно впечатлена и станет дальше показывать нежелательное поведение. Вскоре она привыкнет к лёгкому наказанию и наказание придётся усиливать. Только если первое наказание было достаточно сильным, можно будет обойтись в дальнейшем вовсе без наказания.
  • Никогда нельзя наказывать из-за злости или мести. Тот. кто наказывает должен иметь ясную голову, что бы правильно применить наказание. Вы готовы наказывать равнодушно?
  • Лошадь может реагировать на неправильно применённое наказание с агрессией или «выученной беспомощностью». Так как лошадь не находит подсказки как себя вести, то она приходит к заключению, что не может повлиять на окружающую среду и сдаётся. И больше не предпринимает попыток что либо сделать.
  • Из-за наказания боязливые лошади становятся ещё более боязливыми. Фатально наказание, которое получает лошадь за поведение  от страха. Наказание усиливает страх. Страх прививается лошади перед кузнецом и ветеринаром, так как они наказываются за то, чтобы они «избавились» от страха.

 

Наказание не подходит для обучения лошади чему-то новому.

 

Несовместимое поведение

 

Хорошая возможность исключить из поведения лошади нежелательное поведение — научить её поведению, которое несовместимо с нежелательным.  При этом новое поведение отрабатывается так, чтобы лошадь реагировала на самую лёгкую команду. Важно, что лошадь учат во время отсутствия ситуации, провоцирующую нежелательное поведение. Например, лошадь кусается при затягивании подпруги. Научите лошадь поворачивать голову на право (подпруга затягивается слева). Тогда она не сможет укусить вас. Это поведение разучивается регулярно, пока лошадь не станет отвечать на самую лёгкую команду. Лошадь всегда вознаграждается за правильную реакцию, даже если она слегка отклоняет голову. Постепенно просите её больше отворачивать голову. После этого вознаграждаёте лошадь не постоянно, а время от времени (когда поведение закрепится).

 

Хорошим сигналом может служить голосовая команда. таки образом вы получите контроль над лошадью и чувство безопасности.

 

Действия при тренировке

 

Если вы хотите обучить лошадь чему-то новому, то заранее продумайте команду и возможную помощь лошади при освоении нового задания. Например, вы хотите научить лошадь поднимать ногу от туширования хлыстом. Вы даёте голосовую команду, после чего щекочите ногу лошади в чувствительном месте хлыстом. Если лошадь немного двигает ногу, то вы тут же прекращаете туширование и хвалите её. Повторяете это несколько раз. После того. как лошадь поняла за что её вознаграждают, то начните вознаграждать её за самые лучшие попытки. Если вы продолжите вознаграждать лошадь за любые попытки, то она быстро потеряет интерес к упражнению. Увлекательнее будет, если вы станете вознаграждать лошадь, когда она поднимает ногу выше или дольше. Не всё сразу. Лошадь будет стараться узнавать что именно вам нужно.

 

желательное поведение    —  подкрепление

 

                                                      — игнорирование

нежелательное поведение  — корректировка

                                                      — наказание

 

Если лошадь реагирует нежелательно, то можно игнорировать такое поведение, корректировать его или наказывать в крайнем случае.

Источник: pferdewissen

Перевод: Лукашева Анастасия

Поделитесь с друзьями:

Добавить комментарий

Войти с помощью: